Управление по образованию, спорту и туризму
Стародорожского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Горковская средняя школа Стародорожского района»
СОГЛАСОВАНО
Начальник управления по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома
___________В.Г. Жуковец
____.08.2019
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор государственного учреждения образования «Горковская средняя школа Стародорожского района»
___________И.В.Шух
____.08.2019
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование общекультурных компетенций учащихся через изучение духовного наследия Стародорожчины»
Сроки реализации: 2019 – 2022
Консультант:
Малец Светлана Владимировна, заведующий учебно-методическим кабинетом управления по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома
|
Руководитель проекта:
Александрова Наталья Валерьевна,
заместитель директора по воспитательной работе
тел.: 8 01792 43138
Е-mail: gorkiscool@ mail.ru
|
Горки, 2019
Обоснование выбора темы
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей составляющей многогранного процесса становления личности, формирования его ценностных ориентиров и способности осознавать ситуации нравственного выбора.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
Современное общество сталкивается сегодня с извечной проблемой воспитания молодого поколения. В настоящее время наблюдается ослабление духовно-нравственной культуры, утрачиваются многие традиции белорусского народа, которые положительно влияли на воспитание детей.
В связи с этим, сегодня в обществе с поразительной легкостью распространяются нетрадиционные модели поведения и образа жизни. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Корни нравственного кризиса кроются в понижении духовно-нравственной культуры общества, а иногда и в отсутствии духовности, результатом которого являются детская жестокость, преступность, нравственная распущенность, суицидальные тенденции, потеря традиций семейного воспитания и, как результат, распад семьи.
Проблема возрождения национальной культуры, духовности и нравственности продиктована тревогой за нынешнее состояние молодого поколения, поэтому очевидной является необходимость не только в объединении всех государственных механизмов в решении социально значимых вопросов, но и в формировании гражданственности, патриотизма и национального самосознания на изучении и познании духовного наследия своей малой Родины.
Актуализация практической направленности гражданского и патриотического воспитания через изучение духовного наследия Стародорожчины в сочетании исследовательской, досуговой и социально значимой деятельности будет способствовать формированию гражданственности, патриотизма и национального самосознания личности учащегося.
Исходя из вышесказанного, целесообразность осуществления данного педагогического проекта обуславливается востребованностью в педагогической среде методик внедрения модели духовно-нравственного воспитания учащихся, основанных на изучении и познании национальной культуры Стародорожского края.
Наш проект – это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у подрастающего поколения духовности и нравственности, возможность использования работы в практике других регионов.
Цель педагогического проекта:
формирование духовно-нравственных, патриотических качеств учащихся через приобщение к духовному наследию Стародорожского края.
Задачи:
- Формирование национального самосознания и гражданской позиции учащихся через активное участие в мероприятиях, организуемых в рамках настоящего проекта;
- Развитие мировоззренческих позиций учащихся, ценностных установок смысла жизни, назначения человека, духовности, чувства ответственности;
- Мотивация учащихся к самоопределению, саморазвитию и самообразованию;
- Воспитание осознания у учащихся необходимости личностного духовно-нравственного совершенствования;
- Мотивация учащихся к осуществлению исследовательской работы по духовно-нравственной и культурологической тематике;
- Мотивация педагогов к повышению профессиональной педагогической культуры и использованию прогрессивных образовательных технологий в сфере духовно-нравственного воспитания.
- Разработка, апробация и утверждение программ занятий для педагогов дополнительного образования по духовно-нравственной направленности;
- Создание электронного методического ресурса, содержащего обобщение опыта работы проекта и учебно-методические разработки для педагогов.
Основная идея педагогического проекта
Актуальность данного проекта исходит из заинтересованности педагогов, учащихся и их родителей в наличии и возможности более активного использования национальной культуры и духовного наследия Стародорожчины в образовательном процессе.
Как показало время, технический прогресс ХX века породил личность, отказывающуюся от традиционной народной культуры. На наш взгляд, выросли целые поколения, не знающие традиций, духовных, этических, моральных ценностей своих предков.
А ведь именно вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми к настоящему, к нашей современности, и чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, хозяйственную и духовную жизнь наших далёких предков, всё то, что продолжает жить в сознании народа.
С приобщением ребёнка к народным традициям, обрядам закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером.
На протяжении многих тысячелетий традиционная культура помогала человеку в познании мира, природы, самого себя, адаптировала к жизни, систематизировала и хранила знания, становясь источником прогресса.
В настоящее время наблюдается ослабление духовно-нравственной культуры и традиций белорусского народа, которые положительно влияли на духовное воспитание детей. Вместе с тем, современное общество делает запрос на духовно развитую личность, способную гармонично воспринимать окружающий мир, осознавать ответственность за свои поступки, делать правильный нравственный выбор и способствовать повышению духовно-нравственной культуры общества.
Знания о культуре своей малой Родины – это ключ к пониманию традиций народа. Именно поэтому нужно чаще говорить учащимся о национальном возрождении, о возрождении нравственности и духовности.
Срок реализации: 3 года (2019-2022 годы)
Критерии и показатели эффективности:
Правильное отношение к своему психическому, нравственному, духовному развитию.
Достаточный уровень социальной активности, гражданской ответственности, социальной устойчивости.
Умение сотрудничать, взаимодействовать с людьми, оказывать помощь другим, участвовать в работе группы, обмениваться информацией.
Формирование коммуникативной, духовно-нравственной компетентности, культуры взаимоотношений и общая культура поведения среди сверстников и в обществе.
Включение в процесс родителей и других субъектов духовного становления учащихся.
Организация взаимодействия с музеями, учреждениями культуры и образования Стародорожского района.
Предполагаемые показатели оценки результатов проекта:
- Данный проект направлен на объединение усилий всех субъектов образовательного процесса для использования потенциала национальной культуры Стародорожского края в формировании личности подрастающего поколения.
- Повышение уровня воспитанности учащихся и существенные положительные изменения в их духовно-нравственном мире, которые будут проявляться в согласованности между знаниями, убеждениями и поступками.
- Активизация исследовательской, досуговой и социально деятельности учащихся.
- Повышение коммуникативной культуры учащихся.
- Разработка программы объединения по интересам «Старадарожчына: традыцыі роднага краю» для педагогов дополнительного образования и учащихся I-II ступени среднего образования.
- Создание электронного методического ресурса «Семь чудес Стародорожчины» с целью более глубокого изучения учащимися духовного наследия родного края.
Список использованных источников:
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9).
- И. Крук, О. Котович «Золотые правила народной культуры» (издательство «Адукацыя і выхаванне», 2018г., 592 стр.)
- Крук Янка, Котович Оксана «Колесо времени: традиции и современность» 2-е изд., испр. и доп. Издательство: Минск: Беларусь, 2005 г., 350 стр.
- Легенды і сказанні Старадарожчыны. А.І. Валахановіч. /Сайт Старадарожскай ЦР бібліятэкі: http://stardorlib.ucoz.ru
- Легенды і паданні /Склад. М.Я. Грынблат і А.І. Гурскі. – Мн.: Навука і тэхніка, - 1983. - 544 с.
Памяць: Гіст. – дакум. хроніка Старадарожскага раёна. – Мн.: Выш. шк., 1998 г.- 366 с.
- Рогальский С.Г. Формы и методы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в традициях православной духовной культуры // Мастерская педагогических идей: из опыта профильного обучения и допрофильной подготовки учащихся: сб. методических материалов / сост. О.Л. Бойко, А.А. Корзюк; под общ. ред. А.А. Корзюка. – Мн., 2008. – С. 115.
- Интернет-ресурсы: http://probelarus.by/belarus/information/tradition/ дата доступа 19.11.2018 г.
Программа реализации педагогического проекта
«Формирование общекультурных компетенций учащихся через изучение духовного наследия Стародорожчины»
Сроки реализации: 2019 – 2022 гг.
Содержание деятельности
|
Сроки реализации
|
Ответственные
|
Подготовительный этап (сентябрь 2019 – январь 2020 года)
|
Создание творческой группы учителей, педагогов дополнительного образования, руководителей музеев
|
Сентябрь 2019 года
|
Руководитель проекта
|
Изучение нормативно-правовой документации, литературы по теме проекта
|
Сентябрь 2019 года
|
Члены творческой группы
|
Планирование деятельности по проекту
|
Октябрь 2019 года
|
Творческая группа
|
Проработка финансовых вопросов
|
Ноябрь 2019 года
|
Администрация учреждения образования
|
Подготовка материально-технической базы для реализации проекта
|
Декабрь 2019 -январь 2020 года
|
Администрация школы
|
Основной этап (февраль 2020 года – сентябрь 2021 года)
|
Отбор и изучение информации по культурному наследию Стародорожчины
|
Февраль-май 2020 года
|
Творческая группа
|
Изучение уровня духовно-нравственной культуры участников проекта
|
Май-июнь 2020 года
|
Творческая группа
|
Разработка и апробация программ занятий для педагогов дополнительного образования по духовно-нравственной направленности
|
Сентябрь 2020 – июнь 2021 года
|
Творческая группа
|
Промежуточная диагностика уровня духовно-нравственных качеств личности учащихся
|
Декабрь 2020 года, май 2021 года
|
Творческая группа
|
Создание электронного методического ресурса, содержащего обобщение опыта работы проекта и учебно-методические разработки для педагогов всего района
|
сентябрь 2021-январь 2022 года
|
Творческая группа
|
Заключительный этап (2021/2022 учебный год)
|
Анализ и обобщение результатов реализации проекта
|
Февраль – май
2022 года
|
Творческая группа
|
Трансляция опыта проектной деятельности
|
Июнь 2022 года
|
Руководитель проекта
|
Календарный план реализации проекта
«Формирование общекультурных компетенций учащихся через изучение духовного наследия Стародорожчины»
на 2019/2020 учебный год
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственный
|
1.
|
Посещение музеев Стародорожского района
|
В течение года
|
Руководитель проекта
|
2.
|
Заседания творческой группы в рамках реализации педагогического проекта
|
1 раз в
2 месяца
|
Руководитель проекта
|
3.
|
Оформление тематических выставок в школьном народном музее «Этнография, история д. Горки»
|
1 раз в месяц
|
Руководитель музея, руководитель объединения по интересам «Юные экскурсоводы»
|
4.
|
Участие в конкурсах историко-краеведческой направленности районного, областного и республиканского уровней
|
В течение года
|
Творческая группа
|
5.
|
Участие в конкурсе исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь» в секции «Гуманитарные знания»
|
Ноябрь 2019 года
|
Учителя начальных классов
|
6.
|
Инсценирование народного обряда «Святки»
|
Декабрь
2019 года
|
Творческая группа, члены объединения по интересам «Художественная самодеятельность»
|
7.
|
Организация цикла экскурсий по историческим и памятным местам «7 чудес Стародорожчины»
|
В течение года
|
Учителя географии, истории
|
8.
|
Инсценирование народного праздника «Светлый праздник Христова Рождества»
|
Январь 2020 года
|
Творческая группа, члены объединения по интересам «Художественная самодеятельность»
|
9.
|
Промежуточная диагностика уровня духовно-нравственных качеств личности учащихся
|
Февраль
2020 года
|
Творческая группа
|
10
|
Общешкольный праздник «Масленица»
|
Март 2020 года
|
Творческая группа, члены объединения по интересам «Художественная самодеятельность»
|
11
|
Общешкольный праздник «Гуканне вясны»
|
Апрель 2020 года
|
Творческая группа, члены объединения по интересам «Художественная самодеятельность»
|
12
|
Участие в районном этапе конкурса исследовательских работ учащихся
|
Май 2020 года
|
Учителя-предметники
|
свернуть