Школьные музеи

                 О деятельности музея этнографии, истории деревни Горки  ГУО «Горковская средняя школа Стародорожского района» (просмотреть ссылку) 

   27 марта 2018 года в Несвижском государственном колледже имени Якуба Коласа прошел первый областной форум «Школьные музеи Минщины: традиции и инновации», посвященный Году малой родины.

   Форум – это хороший шанс узнать об интеллектуальном и образовательном потенциале музеев, о национальных сокровищах, хранящихся в фондах, о проектах, подготовленных музеями Минщины для своих посетителей.

  Наш школьный народный музей «»Этнография, история деревни Горки» был представлен в номинации «Стендовая защита экспозиций музея». Представляли музей директор школы И.В.Шух и заместитель директора по воспитательной работе Н.В.Александрова. В данной номинации наш музей был награжден дипломом І степени.  

  Также участники мероприятия познакомились с историей Несвижского государственного колледжа имени Якуба Коласа. Их приветствовал ансамбль «Несвижские лошкари», который хорошо знают не только в Беларуси, но и в СНГ.

 

                                                 

          Музей – это хранитель Памяти, а историческая память важна и необходима во все времена. Вопросы патриотического, духовно-нравственного развития школьников, их краеведческой деятельности, исторической памяти вышли в настоящее время на первый план. Школьный музей – единственная школьная общественная структура, устоявшая в период различных социальных потрясений в стране.

Осмыслить человеческие поступки, воспитать высокие патриотические чувства, сформировать гражданскую позицию помогает школьный музей этнографии, истории деревни Горки. При этом одновременно решаются следующие дидактические, развивающие и воспитательные задачи:

 •содействие формированию гражданственности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

•привлечение школьников к изучению истории прошлого своего региона, района, малой Родины;

•наполнение экспозиции школьного музея «новыми» предметами, документами;

•развитие исторического мышления и интеллектуальных способностей школьников;

•развитие умения противостоять безнравственному поведению и отрицательному примеру.

Совершая экскурсию по залам музея, невольно замедляешь шаги и вслушиваешься в тишину. Здесь в музее можно ощутить дыхание самой Истории. Здесь каждая вещь хранит свою тайну. В этом удивительном месте стираются временные грани, и настоящее отступает на второй план, а прошлое оживает, являя свою беспристрастную летопись событий.

Главными направлениями работы школьного музея являются:

•комплектование фондов;

•учёт и хранение музейных коллекций;

•экспозиционная работа;

•культурно-образовательная деятельность.

     Музей – это материальное воплощение памяти разных поколений. Здесь можно не только познакомиться с экспонатами, документами и фотографиями, но и проследить большой путь, который проделали хранители музея и учащиеся, ведущие  поисково-краеведческую работу.

Направления поисково-исследовательской деятельности:

• Изучение жизни и деятельности известных людей нашего края;

• Изучение местных обрядов и традиций;

• Великая Отечественная война в судьбах наших земляков;

• История образования в Стародорожском районе.

      В 1977 году приказом директора школы №7 от 1 ноября 1977 года был открыт школьный историко-краеведческий музей. В 1983 году музею было присвоено звание «Народный музей», а в 1988 году статус «Народного музея» был подтверждён. В 2007 году школьный историко-краеведческий музей был переименован в музей этнографии, истории деревни Горки.

      С 1977 года коллектив Горковской средней школы целенаправленно занимается изучением истории родного края. За этот период собраны экспонаты для семи экспозиций музея.

    Весь собранный материал составляет фонд школьного музея, который состоит из 514 экспонатов основного фонда и 93 экспонатов научно-вспомогательного фонда.

   За период с 2012 по 2013 год музей посетили 3944 человека, было проведено 127 экскурсий: 34 обзорных и 93 тематических. На базе музея состоялось 37 передвижных выставок.

   Основным документом учёта и хранения материалов музея является Книга учёта экспонатов основного и научно-вспомогательного фондов, архив. Имеются акты приёмки на экспонаты, поступившие на постоянное хранение в музей за последние   годы, а также имеется Книга отзывов.

     Музей школы занимает площадь 151,5 кв.м., имеет 4 зала. Важнейшая функция любого музея – создание экспозиций. Экспозиции школьного музея основаны на следующих принципах: идейность, научность, универсальность.

    В результате составления и разработки тематической структуры и тематики экспозиционного плана в музее появились семь экспозиций:

1 экспозиция «Орудия труда и предметы быта крестьян»,

2 экспозиция «Крестьянская изба XIX – п.п. XX в.»,

3 экспозиция «История деревни Горки»,

4 экспозиция «Дорогами боевой Славы»,

5 экспозиция «Афганистан в моей судьбе»,

6 экспозиция «По страницам истории школы»,

7 экспозиция «Флора и фауна Беларуси».

  I.    Экспозиционная работа музея

 1 зал. Экспозиция «Орудия труда и предметы быта крестьян XIX – п.п. XXв.»

      Экспозиция начинается с орудий труда людей каменного века. Здесь собраны каменные топоры, скребки, рубила. На рисунках, помещенных здесь же, можно увидеть, как этими орудиями труда пользовались древнейшие люди. Все эти орудия труда найдены в пойме реки Оресса во время сельскохозяйственных работ.

      Эти находки свидетельствуют о том, что в далёком прошлом территория нашей местности уже была заселена.

      В этой экспозиции собраны орудия труда и предметы быта крестьян: соха, борона, серпы, косы, цепь для обмола зерна, веялка для очистки зерна, жернова, жлукта для стирки белья, бочонок для питьевой воды, деревянное ведро, ведёрко рыбака, ночвы, апалушки, сталюга для изготовления обручей, кубел. Есть и орудия труда для обработки льна: терница, трепло, гребёнка, прясница, коловрот и мотовило.

 В экспозиции насчитывается 75 экспонатов.

  2 зал. Экспозиция «Крестьянская изба XIX – п.п. XX в.»

      Сельская изба богата предметами быта: деревянная кровать,  которой более за 100 лет, у кровати висит детская люлька, в углу стоит детская кроватка. По диагонали от печи в доме находился Красный угол, где по обычаю совершались ежедневные моления.  Красный угол был самым почётным местом в доме. Здесь отмечались все значимые события семейной жизни, здесь же находился стол. Семьи крестьянские были большими. Для большой семьи требовался стол немалых размеров. В музее на столе, накрытом домотканой скатертью, стоят гляки, кувшины, самовары, миски, лежат  деревянные ложки и вилки.

  

      

В долгие зимние вечера при свете лучины мужчины изготавливали для семьи обувь, занимались столярным и гончарным делом.

alt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печь играла в доме главную роль, в старину даже   поговорка   была: «Плясать от печки», т.е. начать с главного.   Женщины   готовили пищу, кто-то прял, а кто-то ткал. Для     освещения   использовали лучник.                                                           Поэтому в музее должное место    занимают такие предметы, как   изделия, вытканные на простом ткацком станке (национальные   мужской и женский костюмы, постилки, рушники и т.д.), имеются  орудия ткачества: трепло, чесало, ткацкий станок. Все  эти предметы и много других вещей, которые использовали в своей повседневной жизни крестьяне, представлены в музее в широком аспекте. В экспозиции насчитывается 127 экспонатов.

3 зал. «История родного края» насчитывает 4 экспозиции.

 1 экспозиция «ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ ГОРКИ»

 Экспозицию открывают материалы по истории имений Горки, Сыракомля, которые принадлежали помещику Адаму Солтану. На фотоснимках можно увидеть условия работы и быта крестьян XIX – XX в., прочитать записи в инвентарных книгах, из которых можно узнать о повинностях крестьян в пользу помещика. 

В этом разделе имеются фотокопии записей из церковно-приходской книги за 1832 г. и подшивка газет (самая ранняя датирована 1905 годом).

 В следующем разделе экспозиции размещён материал об истории развития ОАО «Асвица», которая начинается в 1929 году. В музее имеются  фотоснимки первых организаторов колхоза и первых колхозников, первых женщин-механизаторов, передовиков колхоза, ветеранов труда.

На фотоснимке слушателей межрайонных курсов руководителей колхозов в 1930 году в городе Слуцке можно увидеть первого председателя колхоза «Красная Горка», созданного в деревне Горки,  Базана И.Ф. Есть фотоснимок группы селькоров и активистов Горковского сельского совета 1930 года.

С 1950 года начинается процесс укрупнения колхоза, который тоже нашёл отражение в экспозиции музея.

С 1954 по 1982 год председателем колхоза «Знамя коммунизма» был Леганьков Петр Евсеевич, который внес большой вклад в развитие хозяйства и его социальной сферы (награждён орденом Ленина, орденом Великой Октябрьской революции). В  августе 1970 года колхоз «Знамя коммунизма» посетил первый секретарь ЦК КПБ Петр  Миронович Машеров.

В колхозе выросли и работали заслуженные люди труда. Около 30 человек  награждены орденами и медалями, среди них кавалер ордена «Знак Почёта» и «Октябрьская революция» Михаил Иванович Бендь, кавалеры ордена «Трудового Красного знамени» Виктор Юрьевич Мацинов, Денис Матвеевич Нестерович, кавалеры ордена «Трудовой Славы» второй и третьей степени Иван Васильевич Мельник, Нина Владимировна Сащеко, Нина Алексеевна Патоцкая и другие.

Заслуживают внимания материалы о жизни Элеоноры Ивановны Валицкой, Герое Социалистического Труда, делегате XXVI съезда КПСС, и Нине Алексеевне Патоцкой, делегате XXX съезда КПБ.

Тридцати колхозникам присвоено звание «Заслуженный колхозник», их фотографии помещены на стендах.

В экспозиции насчитывается 97 экспонатов.

   2 экспозиция «ДОРОГАМИ БОЕВОЙ СЛАВЫ»

 

  Экспозиция рассказывает о жителях деревни Горки, которые сражались в рядах Красной Армии, в партизанских отрядах в годы Великой Отечественной войны. Есть материал и об освободителях Горковской земли – І Красноградском корпусе и 28-ой гвардейской армии (фотографии с автографами, карты-схемы). Хранятся в музее переданные ветеранами Великой Отечественной войны свидетельства войны: письма, благодарности, военные билеты, воспоминания. В экспозиции представлено множество предметов военного времени: солдатская каска, ремни, осколок гранты-лимонки, вещмешок, котелок, фляжки, пилотка, черновик отчёта о возникновении подпольных групп в деревнях Стародорожского района (август 1943 года), выпуск подпольной газеты «За Советскую Родину» (1943г.).

 Имеются материалы об учителях и учениках школы, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны и участвовавших в партизанском движении, воспоминания малолетних узников и земляков, переживших оккупацию.                                                     

        В экспозиции насчитывается 105 экспонатов.

  

3 экспозиция «АФГАНИСТАН В МОЕЙ СУДЬБЕ»

 Нет таких районов на Минщине, где не было бы семей, которых не затронула бы война в Афганистане. Те, кто на ней побывал, вернулись домой другими людьми.

С радостью в душе весть о выводе советских войск встретили и жители Стародорожского района. 85 наших земляков услышали из уст командиров слова: «Родина поручает вам сложное задание, и вы должны выполнить свой воинский долг до конца». Они прошли опалёнными Афганскими дорогами, не всем суждено было вернуться живыми домой. Весть о первом «чёрном тюльпане» всколыхнула души стародорожан уже в 1981 году.

15 февраля 1989 года последние солдаты и офицеры ограниченного контингента советских войск в Афганистане проехали по мосту Дружбы на танках и бронетранспортёрах через пограничную реку Амударью. Советские воины навсегда оставляли за спиной 3348 дней войны, заполненных горечью потерь и мук, трагических переживаний. Солдаты несли с собой надежду на мир и спокойствие, которые должны были прийти на многострадальную афганскую землю. Советские люди с радостью встречали наши войска.

Эта экспозиция и рассказывает нам о земляках, которые принимали участие в войне в Афганистане. Представлены и вещественные экспонаты: китель, берет, юбилейная медаль «От благодарного Афганского народа», которые подарил музею воин-интернационалист, уроженец деревни Горки Метько Владимир.

В экспозиции насчитывается 35 экспонатов.

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

4 экспозиция «ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ ШКОЛЫ»

В 1879 году в Горковской волости открылось Горковское народное училище на 24 места, об этом свидетельствует документ (архивная запись из памятной книжки Виленского учебного округа за 1884/1885 учебный год), сохранился документ об окончании Горковского народного училища, датированный 1907 годом.

 Первым школьным учителем был Александр Яковлевич Денькович.

В 1923 году народное училище было преобразовано в семилетнюю школу, а в 1939 году в среднюю. В годы войны школа не работала, в её помещении находилась немецкая комендатура. В 1946 году школа возобновила свою деятельность и в 1953 году состоялся первый послевоенный выпуск. Школа гордится своими выпускниками: Шпиленей  Семёном Ефимовичем, доктором биологических наук, профессором, Минько Леонидом Яковлевичем, доктором физико-математических наук, заведующим лабораторией Института молекулярной и атомной физики Анадемии наук Беларуси, Стасевичем Иваном Никифоровичем, народным художником БССР, заслуженным деятелем искусств БССР, профессором. В музее хранятся картины, которые Иван Никифорович Стасевич подарил музею.

               

alt

            

 

 

 

 

 

 

 

В музее собраны материалы о системе образования разных лет:                                        Школьные учебники, учебные пособия (самые ранние из них: «Светлячок», изданный в 1904 году, «Орфографический словарь», изданный в 1944 году, автор Ф.Д. Ушаков, книга Г. Макогоненко «Радищев», изданная в 1949 году, книга «Восстание декабристов», изданная Главным архивным управлением МВД СССР в 1950 году, учебник алгебры для учащихся 8-10 классов, автор А.И. Киселев, изданный в 1953;

     Тетради, дневники учащихся   (самый ранний – дневник Минько Л.Я., ученика 10 класса за 1952/1953 учебный год);

      Личные дела учащихся (самое раннее - 1908);

Документы об образовании:

аттестат зрелости Минько Л.Я., окончившего школу в 1953 году, справка Стародорожского РОНО, выданная 19.08.1945 года Довнару С.Ю. об окончании им Горковской средней школы в 1941 году;

грамоты и дипломы, самая ранняя грамота выдана в 1962 году;

школьная форма для мальчиков и девочек, принятая в 60/80 годы прошлого      века, школьный ранец;

атрибуты детских самодеятельных организаций прошлого века:  октябрятская звездочка, пионерский галстук, горн, барабан;

учебные принадлежности: перьевые ручки, чернильницы, карандаши;

технические средства обучения середины прошлого века: проигрыватели,

кодоскопы, фильмоскопы, набор пластинок;

предметы технического оснащения школы прошлого века: печатная машинка «Чайка», фотоаппарат «Зенит»;

неизменные атрибуты жизни учителей и учащихся того времени: чернильница, керосиновая лампа, часы-ходики и др.;

книги выпускников школ района, в которых имеются воспоминания о школьных годах (воспоминания «Преображение села» выпускника Горковского народного училища  Мельника Д.А.).В экспозиции насчитывается 123 экспоната.

4 зал. «Флора и фауна Беларуси».

 

alt

 

    Природа. Она дает все необходимое для жизни человека. Люди не могут жить без чистого воздуха и чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей.

alt

Тяжело представить, что бы мы почувствовали, если бы с нашего окружающего мира исчезли животные и растения. Но, наверное, только тогда мы смогли бы оценить по-настоящему их ценность.

– Экскурсия в разделе «Животные»

 

В этом разделе представлены наиболее типичные виды животного мира Беларуси. Музей школы в 1978 году из запасных фондов музея Беловежской пущи получил уникальный подарок: чучела оленя, волка, диких кабанов, зайца, хищных птиц.

alt

 В экспозиции насчитывается 45 экспонатов.

 II.                        Использование материалов музея в образовательном процессе

 Язык музея – это язык подлинника, первоисточника исторической информации. Документальные материалы ярко и убедительно рассказывают о событиях прошлого, позволяя сформировать научные взгляды и убеждения, политическую и нравственную культуру.

В настоящее время существуют разнообразные формы и методы, позволяющие включить музейный материал в учебный процесс.  Наиболее распространёнными являются: экскурсии, уроки-экскурсии, использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроках, лекции с использованием музейных предметов, самостоятельная подготовка сообщений, докладов учащихся для урока по заданию учителя, работа на базе музея факультативов, кружков, проведение конференций.

В музее проводятся уроки и факультативные занятия гуманитарных, обществоведческих дисциплин, предметов эстетической направленности, факультативный курс «Стародорожчина – Отечество мое», в разделе  «Флора и фауна»  – уроки биологии. Это помогает не только более наглядно изучитиь тему программы, но и почувствовать свою сопричастность к историческому процессу и духовной культуре своего народа.

Экспонаты и архивы музея активно используются в образовательном процессе:

- для проведения уроков по истории Беларуси, уроков белорусской литературы, изобразительного искусства, музыки по разным темам. Например, фотокопии инвентаря имения Л. Солтана для проведения урока истории Беларуси в 9 классе по теме «Реформы в сельском хозяйстве в п.п. ХІХ в.», образцы вышивки и ткачества – для проведения уроков по изобразительному искусству при изучении декоративно-прикладного искусства;

- для воспитательных целей (проведение Первых уроков, встреч с интересными людьми, пионерских сборов, постановок народных обрядов, встреч выпускников, дней рождения БРПО, организация передвижных выставок  и др.);

- для исследовательской и творческой деятельности (поиск информации для научно-исследовательских конференций учащихся, тематических конкурсов).

        С использованием экспонатов музея учащиеся проводят научные исследования и узнают много  нового из истории родного края. Тематика школьных работ разнообразна: «Моя деревня – моя гордость, моя Родина», «Выдающиеся люди моей деревни», «История деревни Горки», «Социально-экономическое развитие городов Беларуси в первой половине XIX века на примере города Старые Дороги», «Традиционный костюм белорусов» и др.

  Учащимися собраны воспоминания учителей-пенсионеров (Лосик Е. П., Юрковец Я. И., Болотько В. И.), оформлены материалы о Заслуженных учителях БССР Пекаре К. А., Граховской Л. А. Составлен родовод  «История школы в лицах». Ведётся поиск новых экспонатов к открытию выставки, посвящённой 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Членами кружка «Юные экскурсоводы и краеведы» создан видеофильм «Родина малая моя – Горковская земля» по собранным материалам о деревне Горки (воспоминания, фотоснимки), презентация которого состоялась на общешкольном классном часе.

В настоящее время ведётся сбор и описание предметов быта наших земляков в  прошлом веке. С успехом прошли в ноябре 2013 года  тематическая выставка «Мир людей, мир вещей» и устный журнал «Няхай раскажа час мінулы».

В декабре 2013 года все ученики и учителя школы включились в подготовку выставки новогодних игрушек начала и середины XX века, которая прошла с 22.12.2013 по 06.01.2014 под названием «Новогодний серпантин». В январе 2014 года была оформлена выставка «Школьные годы чудесные».

        Координирующую роль в деятельности музея выполняет совет музея, в состав которого входят члены администрации школы, педагоги и учащиеся.

          Перед вами схема, которая отражает структуру музейной, поисково-краеведческой деятельности школы.

          III.      Внеурочная деятельность

 Материалы и экспонаты музея используются не только на уроках, но и во внеклассной работе. В музее проводятся воспитательные мероприятия, встречи с известными людьми, старожилами деревни, ветеранами. Интересной и новой в нашей практике формой работы стали тематические краеведческие чтения, во время которых учащиеся выступают с сообщениями о событиях Великой Отечественной войны, о наших земляках, прославившихся в те годы.

 Учащиеся принимают активное участие в республиканских акциях «Спасибо за Жизнь!», «Письмо ветерану», «Полотно победы. Время победителей». Ребята активно включились в республиканскую акцию «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся!» и стали победителями в конкурсе работ, посвещенных 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, в номинации «Лучший экспонат для новой экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны». 

 На базе музея проходят воспитательные мероприятия: круглые столы, фольклорные праздники, литературные композиции, сборы пионерской дружины. Постоянно проводятся экскурсии для школьников и гостей школы, выставки. Здесь, в стенах школьного музея, по многолетней традиции проводится Первый урок для учащихся 1 класса, сюда приходят выпускники школы, собираясь на вечер встречи.

В последние годы учащиеся работают над сбором воспоминаний об истории школы, изучают историю развития школы в ХІХ веке, собирают местный фольклор

и образцы декоративно-прикладного искусства (колыбельные песни, вышивка). Членами сектора культурно-массовой работы написаны сценарии фольклорных праздников: «Каляды», «Масленица», «Гуканне вясны», «Вячоркі», которые проводятся в школьном музее для всех желающих.

Очень интересной и популярной стала такая форма работы, как проведение инсценировок народных обрядов, сцен из произведений белорусских писателей на базе школьного музея.

Большая работа музеем проводится по возрождению семейных традиций. С этой целью были не только собраны материалы, воспоминания старожилов-земляков и изучены литературные источники, в которых освещаются семейные обряды и традиции разных поколений, но и сделаны на базе школьного историко-краеведческого музея инсценировки семейных обрядов «Свадьба» и «Крестины», которые с удовольствием посмотрели не только школьники, но и их родители, а также гости, посещающие нашу школу.  

При музее работает кружок «Юные экскурсоводы и краеведы». Членами этого кружка разработаны тексты экскурсий для всех экспозиций (в полном и сокращённом вариантах).