Родителям будущих первоклассников

развернуть

Преемственность дошкольного и начального образования

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,  а всегда опирается на определенную стадию развития,  проделанную ребенком ранее"

 В.А. Сухомлинский

   Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования.

   Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В решении этого вопроса  большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Воспитатель, в ходе своей работы, выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа этих специалистов предполагает возможность  для детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития,  чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием и радостью.


 

 

свернуть

Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования

развернуть
  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании 
  2. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.09.2022 № 322
  3. Инструкция о порядке учета детей в целях получения ими общего среднего, специального образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2022 №285
  4. Письмо Министерства образования Республики Беларусь "Об организации приёма в I классы учреждений общего среднего образования" от 24.02.2023 № 02-01-14/2404/дс  
  5. Постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. N 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63, от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35, от 03.05.2018 № 39)
  6. «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования» утверждённых постановлением Совета министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525
свернуть

ГРАФИК приёма документов в 1-е классы на 2023/2024 учебный год

развернуть

 

 

Приказ ГУО "Горковская средняя школа Стародорожского района"

"Об организации приёма в первый класс" от 30.05.2024 №128 

 

 График

приёма документов в первый класс

ГУО "Горковская средняя школа Стародорожского района"

на 2023/2024 учебный год

Месяц Дни недели Время Ответственный за приём документов

Июнь

 

12.06.2024 - 29.06.2024

08.08.2024 - 28.08.2024

Понедельник, вторник, четверг,пятница

Среда

Суббота

8.00 - 13.00

 

 

15.00 - 20.00

9.00 - 13.00

Директор

Короленя

Анна Александровна

Июль

01.07.2024 - 13.07.2024

Понедельник, вторник, среда,четверг,пятница

Среда

Суббота

8.00 - 13.00

 

15.00 - 20.00

9.00 - 13.00

Заместитель директора по УВР

Вайтехович Галина Васильевна

Июль

 

15.07.2024 - 24.07.2024

Понедельник, вторник, четверг,пятница

Среда

Суббота

8.00 - 13.00

 

15.00 - 20.00

9.00 - 13.00

Учитель математики 

Шух Ирина Владимировна

Июль

Август

25.07.2024 - 06.08.2024

Понедельник, вторник, четверг,пятница

Среда

Суббота

8.00 - 13.00

 

15.00 - 20.00

9.00 - 13.00

Заместитель директора по воспитательной работе

Александрова Наталья Валерьевна

свернуть

Перечень необходимых документов

развернуть

1. Заявление законных представителей

2. Медицинская справка

3. Свидетельство о рождении и копия свидетельства (для личного предъявления)

4. Заключение  ГУО "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Стародорожского района" (при наличии)

свернуть

Список школьных принадлежностей для первоклассника

развернуть
  1. Школьный рюкзак.
  2. Набор обложек для учебников для 1 класса.
  3. Набор обложек для тетрадей.
  4. Подставка для книг.
  5. Тетради в узкую косую линейку.
  6. Тетради в клетку.
  7. Пенал.
  8. Ручка шариковая – 3 шт.
  9. Простой карандаш – 3шт.
  10. Линейка (предпочтительно деревянная) – 20 см.
  11. Точилка.
  12. Ластик.
  13. Цветные карандаши (12 цветов).
  14. Цветные фломастеры.
  15. Альбом или блок для рисования.
  16. Краски акварельные.
  17. Гуашь.
  18. Кисточки для рисования разных размеров, для клея.
  19. Стакан-непроливайка для воды.
  20. Набор цветной бумаги, цветного картона, белого картона.
  21. Клей карандаш, клей ПВА.
  22. Ножницы с тупыми концами.
  23. Пластилин.
  24. Дощечка для пластилина, стеки.
  25. Палочки для счета.
  26. Веер гласных букв, веер согласных букв, веер цифр до 20.
  27. Спортивный костюм.
  28. Спортивная обувь (желательно на резиновой подошве).
свернуть

Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс

развернуть

Школа - родителям. Консультация для законных представителей будущих первоклассников

развернуть

       Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Что привлекает ребёнка в школе? Почему с такой радостью он собирается в школу? И почему так быстро эта радость исчезает из жизни малыша? Как правило, больше всего привлекают внешние атрибуты школьной жизни - ранец, тетради, учебники, радует новый статус школьника или гимназиста, новые знакомства, новые друзья. Всё это, конечно, сильная мотивация, но ещё не сформировавшееся отношение к новому виду деятельности, к учёбе, как таковой, не желание трудиться ради получения знания, но в то же время, это хорошее начало.  Только вот представления ребенка о школе, об учебном процессе далеко не всегда совпадают с той реальностью, в которую он попадает. И что еще более сложно: желание стать хорошим учеником далеко не всегда совпадает с его возможностями, ведь изменение социального статуса и нормальная адаптация к новым условиям во многом определяются состоянием здоровья, физической подготовки, интеллектуального развития и, во многом, психологической устойчивостью.

Ребенка, пришедшего в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Подготовлен ли он к этому? Есть ли у него уже практика общения со сверстниками и со взрослыми, которые не являются близкими людьми? Младшему школьнику нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой, научиться владеть собой: сдерживать сильные эмоции, слушать и воспринимать информацию, подчиняться общему порядку. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. На смену беззаботными играм приходят ежедневные обязательные учебные занятия, которые требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, компьютерными играми, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается по-прежнему большой.

Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих детей, и особенно шестилеток, социальная адаптация представляет существенную проблему, так как личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности еще не сформировалась. Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль –школьника и достигается целым рядом условий.

Прежде всего, это развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат – то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения. Не менее важно развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми – не членами семьи, быть общительным, интересным, успешным – то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения с одноклассниками и педагогами.  Важнейшее условие успешной адаптации к школе - формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки. Конечно, лучше всего – если родители позаботились об оздоровлении ребенка перед школой, это несомненно способствует ускорению процесса адаптации. Ребенок в этом случае быстрее и с меньшим напряжением справляется с трудностями начала школьного обучения и может лучше учиться.

Все чаще учителя отмечают увеличение числа чрезмерно активных детей, а также детей ослабленных, которые не способны высидеть весь урок и быстро теряют интерес к занятию, отвлекаются, смотрят в окно. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают учителю вести урок. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. Но, к сожалению, не все учителя обращают свое внимание на подобное поведение школьников. В силу своей занятости, желания сделать на уроке как можно больше, они увеличивают темпы работы и не замечают детей, которых можно назвать «виртуально отсутствующими». В этом случае полезно вмешательство родителей, которые   знают особенности своего ребенка, и в частной беседе могут подсказать учителю выход из создавшейся ситуации.

Наиболее распространенная форма проявления школьного неблагополучия  тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагога и сверстников. У ребенка возникает чувство неадекватности, неполноценности, неуверенности в себе и в правильности собственного поведения. Одним из факторов, препятствующих нормальной адаптации ребенка является недостаточный уровень школьной зрелости, может быть связано во многом с состоянием его здоровья. Задача педагогического коллектива создать совместно с родителями такие условия, в которых описанные трудности не будут тормозить развитие учащегося, не скажутся на мотивации, а значит и на успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться. Чувство неуверенности в себе, как отмечают многие психологи, является показателем психологической неустойчивости личности.  

Как помочь ребенку стать уверенным в себе? Прежде всего, и родителям, и педагогам нужно принять мысль о том, что ребенок имеет право на свою точку зрения, научиться проявлять уважение к его душевному настрою, словам и образу мысли. Даже в тех случаях, когда всем кажется, что ребенок говорит глупости, надо выслушать его, а не поднимать на смех.  Взрослым надо научиться позволять ребенку мечтать, какими бы невыполнимыми эти мечты ни казались.  Сегодня он хочет стать ученым, завтра – летчиком. Ребенку нужна мечта, это помогает ему развиваться, чувствовать себя более уверенным в реальном мире. И еще совет: пусть и не всегда, но предоставляйте ребенку право осуществлять самостоятельный выбор, поддерживайте принятие самостоятельных решений.  Конечно, он   может ошибиться, но  все мы учимся на своих ошибках. Ребенок должен быть уверен, что у него есть право на ошибку, а, кроме того, надежный тыл, постоянная поддержка. Это важно для того, чтобы его поступками  двигал не страх, а убеждения, любовь и другие мотивы.

Родителям, как, впрочем, и учителям,  важно научиться  не сравнивать своего ребенка  с  другими, не ставить ему в пример кого бы то ни было. Каждый человек - индивидуальность, и ребенок должен понять это как можно раньше, чтобы в трудных ситуациях не терять самоуважение. Мы, взрослые, часто делаем ошибку, не позволяя ребенку развиваться в соответствии с его возможностями, индивидуальными особенностями. Нам трудно принять, что он вовсе не обязан соответствовать тому образу, который существует в нашем воображении. Часто ребенок сильно переживает, что не может быть таким, каким  мы хотим его видеть.  Это не идет ему на пользу, результаты его деятельности только ухудшаются.

 И все же, на вопрос:  «С шести или с семи лет отдавать учиться своего ребенка?», я однозначно отвечаю – с шести, хотя такое решение, конечно,  нужно принимать очень индивидуально, в зависимости от здоровья и физиологии ребенка. Почему с шести? Прежде всего, потому, что современный малыш в шесть лет уже вполне готов к обучению, по росту и весу, по уровню интеллекта и подвижности он где-то, наверное, превосходит нас в семь лет. А посмотрите на занятия детей в детском саду, или в  «школах раннего развития»,  где детей в игровой, занимательной форме обучают грамоте и счету, развивают логическое мышление и речь  с 3 - 4 лет, причем довольно эффективно. Замечу, что такие школы, несмотря на немалую оплату, не пустуют, причем не только в столице, но и в других городах. С этого же возраста дети успешно манипулируют с планшетами, овладевают электронными развивающими играми, легко усваивают огромное количество информации.

Вопрос в другом. Как чувствует себя малыш в школьной обстановке, комфортно ли ему, идут ли на пользу уроки, новый режим дня, взрослый ритм жизни?   Все чаще мы слышим от учителей и родителей: «Дети не готовы к школе…», «Дети не хотят идти  учиться», «Дети боятся школы…». Мало того, педагоги замечают, что очень часто даже те, кто шел в школу с радостью и горел желанием поскорее получить в руки «Букварь» и тетрадку, быстро теряют свои желания, становятся вялыми, пассивными, как будто гаснет огонек в глазах. Почему так происходит, что нам нужно изменить в первом классе, чтобы наши дети не теряли интерес к обучению, бежали  на урок с радостью, чтобы сбылись слова французского философа-педагога Монтеня: «Где для детей польза, там должно быть и   удовольствие»?

  Во-первых, думаю, что нужно было бы более внятно провозгласить программу: «Каждый ребенок должен иметь право идти в школу подготовленным». В этом направлении немалая роль отводится детским дошкольным учреждениям. Но этого мало. Если у нас еще существует служба, которую мы когда-то называли «всеобучем», то, вероятно,  нет проблемы отследить степень готовности и физического здоровья каждого будущего ученика еще за год до его прихода в школу. Совместными усилиями медиков, физиологов, психологов, учителей, методистов в области дошкольного и начального образования  можно  разработать методические рекомендации для родителей с подробным описанием этапов, методов и приемов, содержания работы  по подготовке к школе   детей пятилетнего возраста.

Родители должны хорошо усвоить, что если мы хотим, чтобы наши дети не болели в первом классе, чтобы они чувствовали себя комфортно и не испытывали постоянный стресс, им нужно заранее помочь практически: позаботиться о развитии моторики мелких мышц, определенных коммуникативных умений, психологически подготовить, настроить, сформировать положительное отношение к школе. К сожалению,    педагоги не возлагают особых надежд на  подготовку детей к школе  в семье, силами  родителей. Но это не повод полностью отказываться от такого важного резерва. По сути, никогда ранее и не предпринималось попытки в обязательном порядке научить  родителей, как готовить ребенка к школе, обеспечить мам и пап специальными пособиями, а затем и спросить с них, как они исполнили свою роль в таком важном деле. Учитель, который в следующем году будет работать с шестилетками, может встретиться с родителями, поговорить о проблемах, которые часто подстерегают детей в период адаптации к школе, посоветовать им какие-либо эффективные формы подготовки детей к занятиям.   Сейчас, когда интерес и внимание к образованию в обществе заметно возрастают, это видится мне вполне реальным.

И вот малыш в школе. Курс «Введение в школьную жизнь», который рассчитан на 20 учебных дней и предусматривает в качестве главной задачу адаптации ребенка к школьной среде и постепенный переход от игровой деятельности к учебной. Нет сомнений, такой курс необходим.  Параллельно с вводными уроками   понемногу, средствами игры, такой понятной и любимой всеми дошколятами, осуществляется введение в математику, введение в  программу «Человек и мир».  Естественно, при этом уместны исключительно активные методы обучения, когда ребенок включен в познавательную деятельность средствами общения и игры, когда за партой ученик проводит минимум времени, и только для того, чтобы что-либо слепить, нарисовать или раскрасить, что-то сделать своими руками. В первый год есть одна главная цель – научить ребенка учиться без стрессов, с полным сохранением его здоровья и эмоционального состояния, создать максимальные условия для того, чтобы ребенок поверил в себя, в свои возможности. Нам нужно помнить, что все болезни  – от стрессов, а стресс начинается там, где планка требований к ребенку намного превышает планку его возможностей, где нет мотивации и интереса к познанию,  обучению, продвижению по собственной шкале развития.

Внимание к детям и в семье и в  школе, разумный уровень требований, недопустимость чрезмерного давления на малышей – это тот минимум условий, соблюдение которых поможет нам сделать  период адаптации к школе менее трудным, избавит детей от стресса. Родителям   следует помнить, что завышенные ожидания часто приводят к тяжелым разочарованиям. Может быть,  не стоит каждый день спрашивать у маленького школьника: «Ну, что сегодня получил? Где твои десятки-девятки? Как твои успехи?». При этом ребенок постоянно чувствует, что от него ожидается только положительный ответ, а неудача, неуспех совершенно недопустим.  Может, просто и по-доброму нужно интересоваться, как себя чувствует малыш, хорошо ли, комфортно ли  в классе, что ему удается, а что вызывает трудность.  И тогда все у него получится!

 

 

свернуть