Ресурсный центр

     

   С 2015/2016 учебного года на базе ГУО «Горковская средняя школа Стародорожского района» функционирует ресурсный центр по использованию возможностей школьных краеведческих музеев в образовательном процессе.

Цель работы: 

организация свободного доступа и обмен информацией по вопросам использования возможностей школьных краеведческих музеев в образовательном процессе для всех категорий пользователей (педагогических работников, учащихся, родителей и др.),  подготовка и систематизация разнообразных источников информации по ведению и организации работы ресурсного центра.

Материалы работы ресурсного центра

Музей "Этнография, история деревни Горки"

Сайт музея "История образования Стародорожского района"

 

График работы ресурсного центра

развернуть

График

работы ресурсного центра

«Использование школьных краеведческих музеев в образовательном процессе»

 

День

Время

Мероприятие

Ответственный

Понедельник - вторник

11.00-15.00

Консультация для руководителей музеев учреждений образования района

Заведующий музеем, члены творческой группы

Среда

9.00-15.00

Консультация для учителей-предметников учреждений образования района

Члены творческой группы РЦ

Четверг

9.00-15.00

Работа с музейными экспонатами и методическими материалами

Члены творческой группы РЦ

Пятница

14.35-15.20

Проведение открытых воспитательных мероприятий

Руководитель РЦ, классные руководители, заведующий музеями

Пятница - суббота

9.00-13.00

День открытых дверей

Заведующий музеем, руководитель РЦ

свернуть

Аналитический отчет о работе ресурсного центра за 2018/2019 учебный год

развернуть

В 2018/2019 учебном году ресурсный центр по использованию возможностей школьных краеведческих музеев в образовательном процессе на базе ГУО «Горковская средняя школа Стародорожского района» работал в соответствии с годовым планом, утверждённым руководителем учреждения образования 31.08.2018 года.

Работа в центре осуществлялась в тесном сотрудничестве с управлением по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома и учреждениями образования района.

В ресурсном центре организован свободный доступ и обмен информацией по вопросам использования возможностей школьных краеведческих музеев в образовательном процессе для всех категорий пользователей (педагогических работников, учащихся, родителей и др.). Подготовлены и систематизированы разнообразные источники информации по ведению и организации работы: сайт школы, электронные носители, медиатека. С 01.05.2016 года действует виртуальный музей (web-сайт) «История образования Стародорожского района» (http://www.gorkimyzey.by).

В течение учебного года пополнялась педагогическая копилка «Использование возможностей школьных краеведческих музеев в образовательном процессе» (сценарные разработки учебных, факультативных занятий, воспитательных мероприятий).

Медиатека пополнилась материалами: «Из опыта работы учреждения образования по использованию возможностей школьных краеведческих музеев в образовательном процессе», мультимедийными презентациями к  воспитательным мероприятиям, урокам и факультативным занятиям.

Пополнены материалами разделы, «Творчество педагогов и учеников», «Учебники и учебные пособия» музея «История образования Стародорожского района».

Обновляются и пополняются новыми материалами папки «Использование возможностей школьных краеведческих музеев в воспитательном процессе», «Использование возможностей школьных краеведческих музеев в учебном процессе».

Постоянно обновляется и систематизируется каталог информационно-методических материалов.

Пополнены разделы Яндекс-диска ресурсного центра:

  1. Воспитательные мероприятия (игра-квест «Большое путешествие по малой Родине»).
  2. Школа на ТВ-орбите.

В течение года учащиеся и педагоги принимали активное участие в следующих мероприятиях:

общешкольная игра-квест «Путешествие в прошлое»;

районный этап областного конкурса на лучший туристский поход «Познай Родину – воспитай себя» (3 место);

оформление фотовыставок «Листая школьный альбом», «Жестокая правда войны»;

районный конкурс фотографий «Земля под белыми крыльями» (3 место в номинации «Водное пространство»;

конкурс исследовательских работ «Наследие Беларуси» (1 место);

районный этап областного конкурса исследовательских работ в номинации «Культурное наследие» (3 место).

На базе школьного музея работает объединение по интересам «Юные экскурсоводы и краеведы». Членами этого объединения проводятся экскурсии для всех посетителей и гостей школы. Также силами учащихся объединений по интересам «Художественная самодеятельность» и «Юные экскурсоводы» проводятся общешкольные мероприятия «Каляды», «Масленица».

Вопросы использования возможностей школьных краеведческих музеев в образовательном процессе рассматривались на МО классных руководителей «Педагогика музейной деятельности: новые формы работы» (декабрь 2019 года), в рамках работы районного семинара (январь 2019 года).

29.06.2019 года материалы раздела «Творчество И.Н.Стасевича» были представлены в работе «Творческого квартала» при проведении праздничных мероприятий, посвященных 495-летию со дня первого упоминания местечка Дороги.

На протяжении последних лет коллектив школы работает над вопросом повышения престижа профессии учителя. И этот учебный год не стал исключением: проведены мероприятия, направленные на популяризацию педагогических специальностей (день самоуправления «Профессия начинается со школы», диспут «Жизнь педагога», праздничная программа «С душою к детям», посвящённая Дню Учителя).

Трое выпускников школы продолжат образование в учреждении образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» (факультет иностранных языков», учреждении образования «Белорусский государственный университет физической культуры» (факультет спортивно-педагогической деятельности), учреждении образования «Солигорский государственный колледж» (факультет «Дошкольное образование»).

Краеведческая работа даёт большие возможности в воспитании чувства патриотизма, формировании ценностных ориентиров, исторически заложенных в педагогике Беларуси, что является особенно актуальным в Год малой Родины.

Выводы и рекомендации: деятельность ресурсного центра за 2018/2019 учебный год считать удовлетворительной, продолжить проведение методических мероприятий по вопросам использования возможностей школьных краеведческих музеев в образовательном процессе, рекламировать деятельность ресурсного центра через сайт, средства массовой информации, принимать активное участие во всех возможных методических мероприятиях района, области, повышать уровень компетентности педагогов, работающих в ресурсном центре.

На протяжении 2019-2022 годов планируется работа по реализации педагогического проекта «Формирование общекультурных компетенций учащихся через изучение духовного наследия Стародорожчины» на, результатом которого станут программа объединения по интересам «Старадарожчына: традыцыі роднага краю» для педагогов дополнительного образования и учащихся I-II ступени среднего образования и электронный методический ресурс «Семь чудес Стародорожчины» с целью более глубокого изучения учащимися духовного наследия родного края.

На 2019/2010 учебный год запланировано проведение районных мероприятий: мастерская педагогических идей «Формирование общекультурных компетенций учащихся через изучение духовного наследия Стародорожчины (декабрь 2019 года),  семинар-практикум «Возрождение национальной культуры, духовности и нравственности через изучение и познание духовного наследия своей малой родины» (январь 2010 года).

Предложения по функционированию ресурсного центра: продлить деятельность ресурсного центра по использованию возможностей школьных краеведческих музеев в образовательном процессе.

свернуть

План работы районного ресурсного центра на 2019/2020 учебный год

развернуть

План

работы районного ресурсного центра

по использованию возможностей школьных краеведческих музеев

в образовательном процессе на 2019/2020 учебный год

 

п/п

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственные

1.      УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

1.

Подготовка стендового представления для участия в районной педагогической конференции

Август

Руководитель ресурсного центра

2.

Разработка плана работы ресурсного центра на 2019/2020 учебный год

Август-сентябрь

Руководитель ресурсного центра

3.

Составление каталога литературы, статей в периодических изданиях, Интернет-ресурсов по проблеме ресурсного центра

Сентябрь-декабрь

Заведующий школьными краеведческими музеями

4.

Участие в районном конкурсе юных экскурсоводов «С чего начинается Родина…»

Сентябрь

Заведующий школьными краеведческими музеями

2.      ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

5.

Участие в районных этапах областных конкурсов: «Шляхам добрых спраў», «Зямля пад белымі крыламі», «Спадчына Беларусі»

На протяжении года

Учителя-предметники

 

 

 

 

 

Знакомство с музеем, музейными документами «Руками трогать разрешается»

 

 

6.

Пополнение дидактической копилки «Анализ учебных программ с учётом использования материалов краеведческих музеев»

На протяжении года

Учителя-предметники

7.

Составление сценариев уроков, фрагментов уроков и факультативных занятий с использованием экспонатов и материалов школьных краеведческих музеев

На протяжении года

Учителя-предметники

 

Интерактивная экскурсия «Волшебство музея»

   

 

Квест «Музей это круто»

   

8.

Составление мультимедийных презентаций по различным темам учебных программ с использованием материалов школьных краеведческих музеев

На протяжении года

Учителя-предметники

 

Практическое занятие «Дебют юных экскурсоводов». Вручение сертификатов «Юного экскурсовода»

   

3.      МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОНА

 

Планирование работы районного ресурсного центра на 2019/2020 учебный год

 

 

 

Уточнение состава творческой группы педагогов для работы в районном ресурсном центре информационных технологий в 2019/2020 учебном году

 

 

9.

 

Составление тематических экскурсий по школьным краеведческим музеям с учетом учебных программ

На протяжении года

Заведующий школьными краеведческими музеями, учителя-предметники

 

Обновление и пополнение электронной страницы  «Ресурсный центр» на сайте учреждения образования

 

 

 

 

 

 

10.

Пополнение и обновление содержания виртуального музея «История образования Стародорожского района»

На протяжении года

Учитель информатики

11.

Составление списка  тематики исследовательских и творческих работ учащихся на основе материалов школьных краеведческих музеев

На протяжении года

Учителя-предметники

12.

Создание альманаха творческих работ учащихся с использованием материалов школьных краеведческих музеев

На протяжении года

Заведующий школьными краеведческими музеями

13.

 

Мастерская педагогических идей «Формирование общекультурных компетенций учащихся через изучение духовного наследия Стародорожчины»  

Декабрь

Руководитель ресурсного центра

14.

Участие в районном этапе областного конкурса на лучший туристский поход «Познай Родину – воспитай себя».

Январь

Учителя истории, географии

15.

Семинар-практикум «Возрождение национальной культуры, духовности и нравственности через изучение и познание духовного наследия своей малой родины»

Январь

Руководитель ресурсного центра

16.

Участие в районном этапе областного конкурса «Дорогами памяти» в рамках акции «Мы этой памяти верны»

Март

Заведующий школьными краеведческими музеями, классные руководители

17.

Музейный урок «История старинных вещей»

Март

Заведующий школьными краеведческими музеями

18.

Проведение недели краеведения

Май

Учителя истории, географии

19.

Выставка «Жестокая правда войны», посвящённая 75-летию со Дня Победы

Май

Заведующий школьными краеведческими музеями

20.

Подготовка исследовательских работ с использованием материалов школьных краеведческих музеев к районному конкурсу исследовательских работ учащихся

Сентябрь-апрель

Учителя-предметники

21.

Участие учащихся в творческих и интеллектуальных конкурсах по краеведению

На протяжении года

Учителя-предметники, учащиеся

22.

 

Участие в методических объединениях, научно-педагогических конференциях, Интерент-конференциях по проблеме ресурсного центра

На протяжении года

Члены творческой группы

23.

Оказание методической помощи учителям учреждений образования района по использованию возможностей школьных краеведческих музеев в образовательном процессе

На протяжении года

Руководитель РЦ

24.

 

Отчет о работе ресурсного центра за 2019/2020 учебный год

Май

Руководитель РЦ

25.

Трансляция опыта работы ресурсного центра в средствах массовой информации

Май

Руководитель РЦ

свернуть

ПЛАН РАБОТЫ народного музея «Этнография, история д. Горки» ГУО «Горковская средняя школа Стародорожского района» на 2019/2020 учебный год

развернуть

Цель работы музея:

активизация деятельности по гражданско-патриотическому, историко-культурному и экологическому воспитанию через различные формы учебной, внеклассной, внешкольной деятельности.

Задачи работы музея:

содействовать развитию у учащихся интереса к историческому и культурному наследию своей малой Родины и желания исследовать её прошлое;

продолжать работу по формированию умений изучать и исследовать историческое прошлое своей малой Родины;

содействовать возрождению и сохранности для потомков имён и достижений наших знаменитых земляков;

воспитывать у учащихся уважение и любовь к той местности, где они родились и живут;

создать условия для проведения в музее учебных занятий и тематических внеклассных мероприятий

Основные направления деятельности музея:

культурно-образовательная работа;

экскурсионно-выставочная работа;

поисково-исследовательская работа;

научно-фондовая работа;

учет и хранение музейных коллекций

  1. Организационная работа

п/п

Названия мероприятий

Сроки проведения

Ответственные

1.

Ознакомление экскурсантов с памяткой «Правила поведения в музее» при  проведении экскурсии учителями или учениками-экскурсоводами

В течение года

Ученики-экскурсоводы, учителя-предметники, классные руководители

2.

Заседания совета музея:

№1.

1.     Планирование работы музея на 2019/2020 учебный год

2.     Выборы совета народного музея

№2

1.     Экспозиционная работа народного музея

2.     Использование экспозиций музея в учебной и внеклассной работе

№3

1.     Научно-исследовательская и поисковая работа учащихся

2.     Учет и научное описание собранных материалов

№4

1.     Отчет об участии в историко-краеведческих конкурсах

2.     Организация историко-краеведческих экскурсий и туристических походов по территории малой Родины  

 

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

 

Май

 

 

Шух И.В.

Короленя А.А.

 

 

 

 

Короленя А.А.

Александрова Н.В.

 

 

 

 

 

Короленя А.А.

 

 

 

 

 

Короленя А.А.

Жук А.К.

 

3.

Систематическое пополнение фондов музея новыми экспонатами

В течение года

Учителя, учащиеся

4.

Подготовка экскурсий:

- Первая встреча с музеем

- Обзорная экскурсия по музею этнографии, истории деревни Горки

- Природа родного края

- История деревни Горки

- Орудия труда и предметы быта крестьян XIX – первой половины XX века

- Крестьянская изба XIX – первой половины XX века

- Дорогами боевой славы

- Наш край в годы Великой Отечественной войны

- Афганистан в судьбе моего народа

- История школы

- Мои знаменитые земляки

- По страницам истории системы образования Стародорожчины

В течение года

Короленя А.А., учителя, учащиеся

5.

Выпуск информационно-рекламной продукции о деятельности музея

Раз в четверть

Короленя А.А.

6.

Организация фотовыставок:

- «Мой самый любимый и родной человек» ко Дню матери 14 октября

- «Неповторимость и красота моей малой Родины» к Всемирному дню Земли 22 апреля

- «Традиции в моей семье» к Международному дню семьи 15 мая

 

07-14 октября

 

 

14-22 апреля

 

 

 

10-18 мая

 

Короленя А.А., классные руководители

 

II.              Учебно-методическая работа

1.

Разработать рекомендации по организации совместной деятельности классных руководителей, библиотекаря, руководителя народного музея

Сентябрь

Короленя А.А.

Александрова Н.В.

Равба Т.М.

2.

Составление брошюр «Знаменитые люди Стародорожчины», «Знаменитые выпускники школы», «Семь самых интересных экспонатов музея»

Апрель

Короленя А.А.

 

3.

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по организации работы музея

В течение года

Короленя А.А.

 

4.

Изучение исторических источников, которые соответствуют профилю тематики музея

В течение года

Короленя А.А.

 

5.

Разработка информационной карты музея

Октябрь - декабрь

Короленя А.А.

6.

Обновление картотеки музея

В течение года

Короленя А.А.

 

7.

Проведение первого урока «Занімай, Беларусь маладая мая, свой пачэсны пасад між народамі!»

2 сентября 2019г.

Классные руководители

8.

Подготовка материалов для проведения занятий «Уроки в музее»

Раз в четверть

Короленя А.А.

9.

Проведение тематических музейных уроков

В течение года

Короленя А.А.,

учителя-предметники

10.

Проведение внеклассных мероприятий на базе музея

В течение года

Короленя А.А.,

учителя-предметники, классные руководители

11.

Составление туристско-краеведческого маршрута «Падарожжа па мясцінам малой Радзімы»

Март-апрель

Короленя А.А.,

Жук А.К.

12.

Разработка материалов по организации и проведению экскурсий для юных экскурсоводов

В течение года

Короленя А.А.

13.

Подготовка экскурсоводов из числа учащихся

В течение года

Короленя А.А.

III.          Научно-исследовательская и поисковая работа

1.

Пополнение материалов «Страницы истории школьного образования в Стародорожском районе»

В течение года

Короленя А.А.

2.

Поиск боевых реликвий, фронтовых фотографий, документов, личных вещей, наград участников Великой Отечественной войны

В течение года

Короленя А.А.

3.

Изучение материалов и документов по истории д.Горки

В течение года

Короленя А.А.

4.

Сбор материалов об известных людях региона

В течение года

Короленя А.А.

5.

Изучение аудио- и видеоматериалов, отражающих героическое прошлое белорусов в годы Великой Отечественной войны

Раз в полугодие

Короленя А.А.

6.

Сбор материалов и оформление летописи «История моей семьи»,  «История одной фотографии»

В течение года

Короленя А.А.,

классные руководители, учителя-филологи

7.

Конкурс на лучший краеведческий маршрут «Падарожжа па родных мясцінах»

Апрель – май 2020

Короленя А.А.,

Жук А.К.

IV.           Экскурсионно-лекторская работа

Экскурсии

1.

Обзорная экскурсия по музею этнографии, истории деревни Горки

В течение года

 

 

 

Короленя А.А.

2.

Природа родного края

3.

История деревни Горки

4.

Народныя промыслы Старадарожчыны

5.

Традиционный костюм жителей д. Горки

6.

Орудия труда и предметы быта крестьян XIX – первой половины XX века

7.

Крестьянская изба XIX – первой половины XX века

8.

Дорогами боевой славы

9.

История моего края в годы Великой Отечественной войны

10.

Афганистан в судьбе белорусов и наших земляков

11.

История школы

12.

Наши знаменитые выпускники

13.

Мои знаменитые земляки

14.

Развитие системы образования на Стародорожчине

Лекции. Беседы

1.

Талант для людей. Творчество народного умельца Лизуры И.И.

В течение года

Короленя А.А.

2.

Иван Никифорович Стасевич – заслуженный деятель искусства БССР

3.

«Пісьменнікі Старадарожчыны»

4.

Благоверная Софья Слуцкая

5.

«Выпрабаванні ваенных часоў (з успамін удзельнікаў военных дзеянняў, жыхароў вёскі і по франтавым пісьмам)»

6.

На пути к Победе. Ее значение для белорусов

7.

Герои Беларуси

V.               Культурно-массовая работа

1.

Беседы о родном крае, его истории, природе, героях-земляках на классных часах и учебных занятиях

В течение года

Короленя А.А.,

учителя-предметники, классные руководители

2.

Театральные постановки народных обрядов: «калядкі», «масленіца», «гуканне вясны», «вяселле»

В течение года

Леоненко С.Ф.,

Сафонова Т.А.,

Александрова И.А.

3.

Работа объединения по интересам «Юные экскурсоводы»

В течение года

Короленя А.А.

4.

Дни открытых дверей в музее для посещения учащимися, учителями, родителями, жителями аг. Горки

Раз в четверть

Короленя А.А.

5.

Акции «Ветеран живет рядом», «Дом без одиночества», «Забота» по оказанию шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, их семьям, одиноким пожилым людям

1 раз в четверть, к праздничным датам

Короленя А.А., актив БРПО и БРСМ

6.

Мероприятия в рамках республиканской акции «Беларусь помнит» к 75 годовщине Великой Победы

В течение года

Короленя А.А., актив БРПО и БРСМ

7.

Мероприятие ко Дню юного героя антифашиста

8 февраля

Короленя А.А.

8.

Час общения (встреча) ко Дню памяти воинов-интернационалистов

15 февраля

Короленя А.А.

9.

Неделя музея:

- выпуск буклета «Наш музей – наша гордость»

- викторина «Знаешь ли ты историю своего края?»

- игра-викторина «Тропами моей малой Родины»

- квест-игра «По страницам истории д. Горки»

 

18-23 мая

 

Короленя А.А.

 

Короленя А.А.

 

Жук А.К.

 

Короленя А.А.

свернуть

План заседаний творческой группы районного ресурсного центра по использованию возможностей школьных краеведческих музеев в образовательном процессе на 2019/2020 учебный год

развернуть

План заседаний творческой группы районного ресурсного центра

по использованию возможностей школьных краеведческих музеев

в образовательном процессе

на 2019/2020 учебный год

 

Заседание №1

 

Дата проведения: 23 января 2020 года

Место проведения: ГУО «Горковская средняя школа Стародорожского района»

Время проведения: 9.00

 

Тема: Формирование общекультурных компетенций учащихся через изучение духовного наследия Стародорожчины

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Формирование мировоззрения, самосознания и национальной самоидентификации учащихся через создание культурно-бытовых компетенций путем изучения быта предшествующих поколений.

Короленя А.А., заведующий школьными музеями

ГУО «Горковская средняя школа Стародорожского района»

 

2.Информационные и коммуникативные технологии как средство обеспечения компетентностного подхода в изучении и познании духовного наследия своей малой родины.

Александрова Н.В., руководитель ресурсного центра,

Козлова В.С., заведующий школьным музеем

ГУО «Залужская средняя школа Стародорожского района»

 

Заседание №2

 

Дата проведения: 28 февраля 2020 года

Место проведения: «Горковская средняя школа Стародорожского района»

Время проведения: 9.00

 

Тема: Возрождение национальной культуры, духовности и нравственности через изучение и познание духовного наследия своей малой родины

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Актуальность использования культурного наследия малой родины в процессе формирования нравственно-патриотических чувств учащихся.

Королько Л.В., заведующий школьным музеем

ГУО «Языльская средняя школа Стародорожского района», Пархимович О. А., руководитель школьного краеведческого музея ГУО «Средняя школа № 1 г. Старые Дроги»

 

  1. Диагностика уровня духовно-нравственных качеств личности учащихся.

Александрова Н.В., руководитель ресурсного центра

 

  1. Общешкольное мероприятие «Масленица».
свернуть

Состав творческой группы районного ресурсного центра по использованию возможностей школьных краеведческих музеев в образовательном процессе

развернуть
  1. Предченко Елена Александровна, методист ГУДО «Центр туризма и краеведения детей и молодёжи Стародорожского района»
  2. Александрова Наталья Валерьевна, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Горковская средняя школа Стародорожского района», руководитель ресурсного центра по использованию возможностей школьных краеведческих музеев в образовательном процессе
  3. Козлова Валентина Семёновна, руководитель школьного краеведческого музея «История деревни Залужье», учитель информатики
  4. Пархимович Оксана Анатольевна, руководитель школьного краеведческого музея, учитель немецкого языка
  5. Королько Людмила Валентиновна, учитель географии, руководитель школьного краеведческого музея
свернуть

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование общекультурных компетенций учащихся через изучение духовного наследия Стародорожчины»

развернуть

Управление по образованию, спорту и туризму

Стародорожского райисполкома

 

Государственное учреждение образования

«Горковская средняя школа Стародорожского района»

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник управления по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома

___________В.Г. Жуковец

____.08.2019

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Горковская средняя школа Стародорожского района»

___________И.В.Шух

____.08.2019

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 «Формирование общекультурных компетенций учащихся                             через изучение духовного наследия Стародорожчины»

 

Сроки реализации: 2019 – 2022

 

 

Консультант:

Малец Светлана Владимировна, заведующий учебно-методическим кабинетом управления по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома

 

Руководитель проекта:

Александрова Наталья Валерьевна,

заместитель директора по воспитательной работе

тел.: 8 01792 43138

Е-mail: gorkiscool@ mail.ru

 

 

 

Горки, 2019

Обоснование выбора темы

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей составляющей многогранного процесса становления личности, формирования его ценностных ориентиров и способности осознавать ситуации нравственного выбора.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

Современное общество сталкивается сегодня с извечной проблемой воспитания молодого поколения. В настоящее время наблюдается ослабление духовно-нравственной культуры, утрачиваются многие традиции белорусского народа, которые положительно влияли на воспитание детей.

В связи с этим, сегодня в обществе с поразительной легкостью распространяются нетрадиционные модели поведения и образа жизни. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Корни нравственного кризиса кроются в понижении духовно-нравственной культуры общества, а иногда и в отсутствии духовности, результатом которого являются детская жестокость, преступность, нравственная распущенность, суицидальные тенденции, потеря традиций семейного воспитания и, как результат, распад семьи.

Проблема возрождения национальной культуры, духовности и нравственности продиктована тревогой за нынешнее состояние молодого поколения, поэтому очевидной является необходимость не только в объединении всех государственных механизмов в решении социально значимых вопросов, но и в формировании гражданственности, патриотизма и национального самосознания на изучении и познании духовного наследия своей малой Родины.

Актуализация практической направленности гражданского и патриотического воспитания через изучение духовного наследия Стародорожчины в сочетании исследовательской, досуговой и социально значимой деятельности будет способствовать формированию гражданственности, патриотизма и национального самосознания личности учащегося.

Исходя из вышесказанного, целесообразность осуществления данного педагогического проекта обуславливается востребованностью в педагогической среде методик внедрения модели духовно-нравственного воспитания учащихся, основанных на изучении и познании национальной культуры Стародорожского края.

Наш проект – это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у подрастающего поколения духовности и нравственности, возможность использования работы в практике других регионов.

 

Цель педагогического проекта:

формирование духовно-нравственных, патриотических качеств учащихся через приобщение к духовному наследию Стародорожского края.

 

Задачи:

  1. Формирование национального самосознания и гражданской позиции учащихся через активное участие в мероприятиях, организуемых в рамках настоящего проекта;
  2. Развитие мировоззренческих позиций учащихся, ценностных установок смысла жизни, назначения человека, духовности, чувства ответственности;
  3. Мотивация учащихся к самоопределению, саморазвитию и самообразованию;
  4. Воспитание осознания у учащихся необходимости личностного духовно-нравственного совершенствования;
  5. Мотивация учащихся к осуществлению исследовательской работы по духовно-нравственной и культурологической тематике;
  6. Мотивация педагогов к повышению профессиональной педагогической культуры и использованию прогрессивных образовательных технологий в сфере духовно-нравственного воспитания.
  7. Разработка, апробация и утверждение программ занятий для педагогов дополнительного образования по духовно-нравственной направленности;
  8. Создание электронного методического ресурса, содержащего обобщение опыта работы проекта и учебно-методические разработки для педагогов.

 

Основная идея педагогического проекта

Актуальность данного проекта исходит из заинтересованности педагогов, учащихся и их родителей в наличии и возможности более активного использования национальной культуры и духовного наследия Стародорожчины в образовательном процессе.

Как показало время, технический прогресс ХX века породил личность, отказывающуюся от традиционной народной культуры. На наш взгляд, выросли целые поколения, не знающие традиций, духовных, этических, моральных ценностей своих предков.

А ведь именно вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми к настоящему, к нашей современности, и чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, хозяйственную и духовную жизнь наших далёких предков, всё то, что продолжает жить в сознании народа.

С приобщением ребёнка к народным традициям, обрядам закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером.

На протяжении многих тысячелетий традиционная культура помогала человеку в познании мира, природы, самого себя, адаптировала к жизни, систематизировала и хранила знания, становясь источником прогресса.

В настоящее время наблюдается ослабление духовно-нравственной культуры и традиций белорусского народа, которые положительно влияли на духовное воспитание детей. Вместе с тем, современное общество делает запрос на духовно развитую личность, способную гармонично воспринимать окружающий мир, осознавать ответственность за свои поступки, делать правильный нравственный выбор и способствовать повышению духовно-нравственной культуры общества.

Знания о культуре своей малой Родины – это ключ к пониманию традиций народа. Именно поэтому нужно чаще говорить учащимся о национальном возрождении, о возрождении нравственности и духовности.

 

Срок реализации: 3 года (2019-2022 годы)

 

Критерии и показатели эффективности:

Правильное отношение к своему психическому, нравственному, духовному развитию.

Достаточный уровень социальной активности, гражданской ответственности, социальной устойчивости.

Умение сотрудничать, взаимодействовать с людьми, оказывать помощь другим, участвовать в работе группы, обмениваться информацией.

Формирование коммуникативной, духовно-нравственной компетентности, культуры взаимоотношений и общая культура поведения среди сверстников и в обществе.

Включение в процесс родителей и других субъектов духовного становления учащихся.

Организация взаимодействия с музеями, учреждениями культуры и образования Стародорожского района.

 

Предполагаемые показатели оценки результатов проекта:

  1. Данный проект направлен на объединение усилий всех субъектов образовательного процесса для использования потенциала национальной культуры Стародорожского края в формировании личности подрастающего поколения.
  2. Повышение уровня воспитанности учащихся и существенные положительные изменения в их духовно-нравственном мире, которые будут проявляться в согласованности между знаниями, убеждениями и поступками.
  3. Активизация исследовательской, досуговой и социально деятельности учащихся.
  4. Повышение коммуникативной культуры учащихся.
  5. Разработка программы объединения по интересам «Старадарожчына: традыцыі роднага краю» для педагогов дополнительного образования и учащихся I-II ступени среднего образования.
  6. Создание электронного методического ресурса «Семь чудес Стародорожчины» с целью более глубокого изучения учащимися духовного наследия родного края.

 

Список использованных источников:

  1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9).
  2. И. Крук, О. Котович «Золотые правила народной культуры» (издательство «Адукацыя і выхаванне», 2018г., 592 стр.)
  3. Крук Янка, Котович Оксана «Колесо времени: традиции и современность» 2-е изд., испр. и доп. Издательство: Минск: Беларусь, 2005 г., 350 стр.
  4. Легенды і сказанні Старадарожчыны. А.І. Валахановіч. /Сайт Старадарожскай ЦР бібліятэкі: http://stardorlib.ucoz.ru
  5. Легенды і паданні /Склад. М.Я. Грынблат і А.І. Гурскі. – Мн.: Навука і тэхніка, - 1983. - 544 с.

Памяць: Гіст. – дакум. хроніка Старадарожскага раёна. – Мн.: Выш. шк., 1998 г.- 366 с.

  1. Рогальский С.Г. Формы и методы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в традициях православной духовной культуры // Мастерская педагогических идей: из опыта профильного обучения и допрофильной подготовки учащихся: сб. методических материалов / сост. О.Л. Бойко, А.А. Корзюк; под общ. ред. А.А. Корзюка. – Мн., 2008. – С. 115.
  2. Интернет-ресурсы: http://probelarus.by/belarus/information/tradition/ дата доступа 19.11.2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа реализации педагогического проекта

«Формирование общекультурных компетенций учащихся через изучение духовного наследия Стародорожчины»

 

Сроки реализации: 2019 – 2022 гг.

 

Содержание деятельности

Сроки реализации

Ответственные

Подготовительный этап (сентябрь 2019 – январь 2020 года)

Создание творческой группы учителей, педагогов дополнительного образования, руководителей музеев

 

Сентябрь 2019 года

Руководитель проекта

Изучение нормативно-правовой документации, литературы по теме проекта

Сентябрь 2019 года

Члены творческой группы

Планирование деятельности по проекту

Октябрь 2019 года

Творческая группа

Проработка финансовых вопросов

Ноябрь 2019 года

Администрация учреждения образования

Подготовка материально-технической базы для реализации проекта

Декабрь 2019 -январь 2020 года

Администрация  школы

Основной этап (февраль 2020 года – сентябрь 2021 года)

Отбор и изучение информации по культурному наследию Стародорожчины

Февраль-май 2020 года

Творческая группа

Изучение уровня духовно-нравственной культуры участников проекта

Май-июнь 2020 года

Творческая группа

Разработка и апробация программ занятий для педагогов дополнительного образования по духовно-нравственной направленности

Сентябрь 2020 – июнь 2021 года

Творческая группа

Промежуточная диагностика уровня духовно-нравственных качеств личности учащихся

Декабрь 2020 года, май 2021 года

Творческая группа

Создание электронного методического ресурса, содержащего обобщение опыта работы проекта и учебно-методические разработки для педагогов всего района

сентябрь 2021-январь 2022 года

Творческая группа

Заключительный этап (2021/2022 учебный год)

Анализ и обобщение результатов реализации проекта

Февраль – май

 2022 года

Творческая группа

Трансляция опыта проектной деятельности

Июнь 2022 года

Руководитель проекта

 

Календарный план реализации проекта

 «Формирование общекультурных компетенций учащихся через изучение духовного наследия Стародорожчины»

на 2019/2020 учебный год

 

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Посещение музеев Стародорожского района

В течение года

Руководитель проекта

2.

Заседания творческой группы в рамках реализации педагогического проекта

1 раз в

2 месяца

Руководитель проекта

3.

Оформление тематических выставок в школьном народном музее «Этнография, история д. Горки»

1 раз в месяц

Руководитель музея, руководитель объединения по интересам «Юные экскурсоводы»

4.

Участие в конкурсах историко-краеведческой направленности районного, областного и республиканского уровней

В течение года

Творческая группа

5.

Участие в конкурсе исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь» в секции «Гуманитарные знания»

Ноябрь 2019 года

Учителя начальных классов

6.

Инсценирование народного обряда «Святки»

Декабрь

2019 года

Творческая группа, члены объединения по интересам «Художественная самодеятельность»

7.

Организация цикла экскурсий по историческим и памятным местам «7 чудес Стародорожчины»

В течение года

Учителя географии, истории

8.

Инсценирование народного праздника «Светлый праздник Христова Рождества»

 

 

Январь 2020 года

Творческая группа, члены объединения по интересам «Художественная самодеятельность»

9.

Промежуточная диагностика уровня духовно-нравственных качеств личности учащихся

Февраль

2020 года

Творческая группа

10

Общешкольный праздник «Масленица»

Март 2020 года

Творческая группа, члены объединения по интересам «Художественная самодеятельность»

11

Общешкольный праздник «Гуканне вясны»

Апрель 2020 года

Творческая группа, члены объединения по интересам «Художественная самодеятельность»

12

Участие в районном этапе конкурса исследовательских работ учащихся

Май 2020 года

Учителя-предметники

свернуть

Широкая Масленица

28.02.2020
Масленица – древний славянский праздник.
развернуть

Широкая Масленица

28.02.2020
Масленица – древний славянский праздник, веселые проводы зимы, призыв к весне, а блины – непременный атрибут, символ солнца, которого так не хватает зимой.

В нашей школе этот замечательный праздник отмечается ежегодно. И в пятницу, 28 февраля, в школе было особенно людно и весело, всем хотелось проводить Зимушку да встретить дружно Весну-красну. По традиции гуляния прошли на свежем воздухе. На пришкольной территории прошли различные игры, забавы, конкурсы и, конечно же, угощение блинами.

IMG-75555827e008ae6eab2c621acd949bf0-V

IMG-8e598b8435444f687939f5b5cb8f78fe-V

IMG-2b38fb0f9eb7de00e25246874faebb4c-V

IMG-0d80a9e342416cfec82937bbe89df1ab-V

IMG-268f604ba897d5833d5af37bcb53d6b9-V

IMG-791347ce87c5560ce98fe7f9db8409a6-V

7

 

 

5

2

 

свернуть
свернуть

Семинар-практикум "Формирование общекультурных компетенций учащихся через изучение духовного наследия Стародорожчины"

развернуть

      23 января 2020 года в рамках работы ресурсного центра состоялся семинар-практикум «Формирование общекультурных компетенций учащихся через изучение духовного наследия Стародорожчины». В ходе заседания были рассмотрены вопросы «Формирование мировоззрения, самосознания и национальной самоидентификации учащихся через создание культурно-бытовых компетенций путем изучения быта предшествующих поколений» (Короленя А.А.), «Информационные и коммуникативные технологии как средство обеспечения компетентностного подхода в изучении и познании духовного наследия своей малой родины» (Козлова В.С.).

Руководитель ресурсного центра Александрова Н.В. на практике продемонстрировала использование информационных и коммуникативных технологии в изучении и познании духовного наследия своей малой родины.

свернуть
Ещё в этом разделе